"1С-Ритейл Чекер" полезный инструмент для контроля и управления ассортиментом. Больше не придется самостоятельно анализировать и просматривать бесконечные отчеты. Программа анализирует товарные позиции и остатки, давая рекомендации о пополнении полок. Указывает на позиции, которые нужно приобрести срочно, чтобы не упустить прибыль; заказ которых можно пока пропустить; какие нужно пересчитать, чтобы удостовериться в верности учета.
Аналитические и прогнозные функции сервиса строятся на математических моделях и статистике проведенных продаж компании. В расчет берутся не только средние показатели, но также тренды, праздники, распродажи. Учитывается и период, в котором проводится анализ – от нескольких дней до года. В “Ритейл Чекер” заложено машинное обучение, позволяющие подстраивать расчеты под текущие значения. Параметры меняются в зависимости от расхождения фактических и прогнозных значений. Пользователь может рассчитывать на быстрый и максимально точный прогноз, поскольку для работы сервиса применяются выделенные серверы.
“Чекер” интегрирован для работы с “Розницей 8” и “Управлением торговлей 8”. Для получения актуальных рекомендаций в базу 1С нужно регулярно вносить данные о поступивших и проданных товарах.
Отчеты с рекомендациями по товарным позициям поступают на e-mail еженедельно. Письмо состоит из двух частей:
● Дашборд, где указано состояние индикаторов сервиса: зеленый – все в порядке, красный – нужно отредактировать параметр, иначе данные будут некорректными.
● Рекомендации, представленные в отдельных блоках, с пояснением всех представленных цифр, процентов, индикаторов.
Отчеты из “Ритейл Чекера” доступны по почте, а также в Личном кабинете на rozn.info. Бесплатная, пробная версия позволяет просматривать данные по трем позициям. Платная – не имеет ограничений.
Далее разберем разделы, из которых состоит отчет сервиса.
Здесь указывается прибыль, неполученная из-за отсутствия товара на складе или на полках. Покупатель пришел в магазин и не обнаружил требуемый товар. Вероятнее всего больше он не придет. Для увеличения спроса и продаж, следует пополнять остатки и иметь товар на полке. Если продукции не будет, упущенная выручка увеличится.
"1С-Ритейл Чекер" сам отслеживает и показывает позиции, долго отсутствовавшие на остатках и сумму, которую на них мог заработать магазин. Отчет указывает три позиции, с наибольшей потерянной выручкой. Чтобы посмотреть информацию обо всех товарах в этом разделе, нужно перейти в веб-сервис (в отчете есть ссылка).
Количество непроданного товара за определенный период считается по прошлым показателям спроса и прогнозируемому уровню продаж. Упущенная выручка считается умножением единиц на цену позиции.
Показатели раздела:
● % – доля потерянной выручки в текущей выручке компании за месяц;
Красным цветом обозначается сумма, составляющая более 5% в доле общей выручки. Зеленым – меньше 5%.
● стрелками ↑ и ↓ отображается рост и сокращение потерянной выручки относительно прошлого периода.
В товарную группу “А” входят позиции, приносящие основную прибыль. Часто это товары, составляющие до 80% всей выручки. Определение главной группы товаров проводится методом АВС-анализа. Отсортировав перечень товаров по показателю выручки, можно определить 1/5 часть главных позиций, формирующих оборот.
“Ритейл Чекер” прогнозирует спрос и формирует рекомендации относительно важнейших товаров. Если их не будет на складе и на полках, магазин лишится большой доли прибыли. Анализ группы “А” важен для эффективного управления запасами и формирования постоянного притока выручки.
Сервис считает количество товара, необходимое для закупки и сумму, которая будет на него потрачена. Для определения общей стоимости берется цена закупки. Если ее не оказалось в системе, стоимость требуемого товара считается по розничной цене.
Показатели раздела:
● % – доля основных позиций, которые следует пополнить, к общему объему товарной категории;
Если процент показан красным, значит доля отсутствующих товаров превышает 10%, если зеленым – значит показатель составляет менее 10%.
● стрелками ↑ и ↓ обозначается рост или снижение доли позиций основной группы по сравнению с прошлым периодом.
К этой категории относят товары первой необходимости – недорогие позиции, которые востребованы всегда. Это малая группа, но она создает поток покупателей. Если их не будет в магазине, люди перестанут приходить за покупками. Поэтому их ни в коем случае нельзя убирать.
"Ритейл Чекер" анализирует и прогнозирует спрос. Представляет рекомендации, где указывается объем товара, необходимый для заполнения полок и создания небольших остатков на складе.
Показатели раздела:
● % – доля позиций, приобретаемых регулярно, которые следует докупить для пополнения выкладки и остатков в общем объеме товаров категории;
Красный цвет показателя говорит о превышении 10% доли, зеленый говорит, что их доля менее 10%.
● стрелки ↑ и ↓ показывают рост или снижение нехватки позиций в категории, по сравнению с прошлым периодом.
Для многих магазинов большой проблемой становится превышение товарных запасов. Из-за этого собирается много не реализованных позиций. Неэффективное наполнение склада происходит по причине ошибочного прогнозирования спроса. При этом товар с малым сроком годности может стать неликвидным и привести к лишним расходам.
“Ритейл Чекер” позволяет определить скорость, с которой происходит реализация товаров. Зная, сколько единиц продукции продается за день, можно рассчитать срок, в который со склада уйдут все излишки. Если срок составит более 100 дней, будет составлен список завышенных запасов.
Рабочим способом избавления от излишков товаров с небольшой скоростью продажи станет снижение розничной стоимости. Это позволит быстро избавиться от конкретных позиций. В дальнейшем больше не нужно их закупать.
Показатели раздела:
● % – доля позиций со скоростью продажи больше 100 дней в общей массе складских остатков;
Если доля товарных запасов со скоростью продажи от 100 дней больше 30% от стоимости всех товаров, показатель становится красным. Если доля составляет менее 30% – зеленым.
● ↑ и ↓ – рост или падение показателя по сравнению с прошлым периодом.
Позиция, которая продалась за год меньше 5 раз может считаться полностью неликвидной. Она не приносит прибыли, а просто занимает вложенные средства. К той же категории относят товары, продающиеся реже одного раза в пять дней. При этом для их реализации понадобится больше 2 месяцев. Неликвидный товар не приносит прибыли, при этом обесценивается со временем. Нередко такие позиции становятся убыточными. Образование неликвидных остатков происходит по причине низкого качества товара, сезонности, неверного учета, неправильного формирования заявок у поставщиков.
Показатели раздела:
● % – доля стоимости неликвида, относительно стоимости всех товаров;
Если доля составляет больше 15% во всем объеме, она отображается красным. Если меньше 15% – зеленым.
● стрелки ↑ и ↓ показывают увеличение или сокращение показателя, в сравнении с прошлым отчетом.
Анализ позволяет отслеживать эффективность избавления от данной категории товара и принимать дополнительные меры для избавления от неликвида. Например, распродажи, акции и другие предложения для поднятия спроса на определенную категорию товаров.
В любом магазине наблюдается ситуация, когда данные в системе и фактическое количество товаров расходятся. Важно контролировать учет и верно его вести. В таком случае удастся избавиться от расхождений и недостач на большие суммы.
Недостачи в магазинах могут составлять от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей, в зависимости от размеров и товарного наполнения точек. Минимальные расхождения легко компенсировать, однако большие недостачи говорят о системных ошибках или нарушениях.
В сетевых и розничных магазинах переучет стараются проводить не в ущерб торговле. Для инвентаризации выбираются выходные дни или ночной период, когда магазин закрыт. Это требует выделения дополнительных временных и финансовых затрат. Внеурочный переучет нужно оплачивать, ведь сотрудники тратят личное время.
"Ритейл Чекер" позволяет эффективно вести подсчет остатков в рабочие часы. Сотрудники ведут переучет в свободные минуты, параллельно с выкладкой товара. Как определить товары, которое нужно пересчитать? Это определит сервис, проанализировав все операции в магазине, среди которых будут выявлены подозрительные. К ним относятся:
● позиции с отрицательным остатком;
● позиции с положительным остатком, но в середине отчетного периода наблюдался отрицательный остаток, что говорит о том, что они продавались в большем количестве, нежели зафиксировано в базе.
Главный показатель раздела – %, т. е. доля товара, подлежащего учету в общем товарном объеме. Показатель отображается красным, если доля составляет более 2%. Зеленым – если она составляет меньше 2%.
Данный раздел отчета позволяет контролировать остатки продукции, сопоставляя прогнозный спрос с реальным. При наличии расхождений можно установить причину и устранить нарушение.
Важно сохранять в магазине постоянный ассортимент и обеспечивать постоянное наличие основных и дополнительных позиций, чтобы посетители всегда знали, что придя в магазин, они купят все что им нужно. Это формирует поток посетителей и выручки. Вместе с тем требуется регулярно расширять ассортимент, предлагая покупателям альтернативы и новые виды товаров. Расширение товарной базы позволит удержать покупателя, заполучить новых клиентов и увеличить продажи. Появление позиций следует дополнять корректировкой выкладки, эффективной ротацией, специальными акциями и распродажами.
Новыми считаются товары, появившиеся в ассортименте в последние 2-3 месяца. Доля таких позиций должна составлять 5-10%. Это нормальный показатель, позволяющий освежать ассортимент, привлекая дополнительных клиентов и повышая прибыльность точки.
Главным показателем раздела выступает доля новинок в общем объем товаров. Если она составляет менее 4%, значит новых позиций мало. Если 5-10%, значит магазин хорошо обновляется.